1-human-fact

Антропология Психология Нейро-Физиология Cognitive Science …

1-med-fact

Медицина Генетика Здоровье Болезни Суеверия Образ жизни

1-social-fact

Общество Социология История Экономика Культура Педагогика

1-space-fact

Космос Космонавтика Экзомиры Астрономия Астробиология …

1-tech-fact

Техника Компьютеры ИИ Роботы Гаджеты Футуризм …

Главная » 1-med-fact, 1-social-fact   

Уровень образования родителей прямо коррелирует со здоровьем человека после 60 лет; в среднем же возрасте сильнее влияет на здоровье уровень образования самого человека

2019/11/30   

Множеством исследований была подтверждена прямая связь между социально-экономическим статусом человека и его здоровьем. При этом уровень образования человека был выявлен как наиболее сильный параметр, по которому можно определить и его статус в обществе, и «предсказать» состояние здоровья человека в течение жизни.

Новое исследование более подробно показало влияние уровня образования человека на его здоровье в различные периоды жизни. Также была доказана связь между уровнем образования родителей и состоянием здоровья самого человека. Кроме того стало ясно как влияет на здоровье тот факт, что человек получил лучшее или худшее образование, чем его родители.

фото студентов 1940х

Различия в социально-экономическом статусе (СЭС) между людьми являются фундаментальной причиной неравенства в состоянии их здоровья (1). Люди с более высоким уровнем образования, занимающие более высокие позиции на рынке труда и имеющие доступ к большим финансовым ресурсам, как правило, имеют лучшее здоровье, чем люди с более низким социально-экономическим статусом.

Главным же социальным фактором, который лучше всего “предсказывает” будущее здоровье человека, является образование.
Лучшее образование:
— предоставляет человеку знания, которые помогают ему лучше понимать состояние своего организма;
— формирует более широкие будущие профессиональные возможности, которые существенно повышают шансы на более высокий доход;
— закрепляет более здоровый образ жизни;
— прививает навыки по эффективному получению и использованию достоверной информации и адекватных средств для улучшения своего здоровья.

Новое исследование Нади Стейбер из Международного института прикладного системного анализа (IIASA) открывает более глубокую связь между социально-экономическим статусом родителей человека и, соответственно, его самого в детстве с его будущим здоровьем на протяжении разных периодов жизни. Кроме того, отдельно была выявлена значимость изменений СЭС, которые человек переживал в ранние годы.

.

Были использованы данные Немецкой социально-экономической группы (SOEP) по 19 тысячам человек. При этом для анализа была применена т.н. диагональная эталонна модель (diagonal reference models), которая позволила распутать влияние текущего социально-экономического статуса человека и влияние статуса его родителей (его самого в детстве), а также динамики этого статуса.

В результате было подтверждено, что в среднем возрасте (до 60 лет) на здоровье человека доминирующее влияние оказывает его образование. Когда же человек становится старше 60 лет, все более сильным коррелятом выступает уровень образования его родителей.

Также было выявлено, что если человек получал худший уровень образования, чем его родители, то это негативно сказывалось на его здоровье в молодые годы, но позже этот фактор снижался и не выступал определяющим в удовлетворенности человека своим здоровьем, вплоть до 60 лет.

Если же человек получал лучшее образование, чем его родители, то это коррелировало с заметным улучшением удовлетворенности человека своим здоровьем.

результаты исследования
Влияние высокого уровня образования человека и его родителей на удовлетворенность здоровьем в разных возрастах.
Ось Y показывает эффекты значения уровня образования, рассчитанные как произведение оценочных диагональных эффектов с оценочными весовыми параметрами q и (1-q) на основе оценок, стратифицированных по возрасту. В грубом приближении это можно интерпретировать как величину эффекта при сравнении средней удовлетворенности здоровьем (0-10) между индивидуумами с низким и высоким социально-экономическим статусом. [Подробности и др.таблицы: http://dx.doi.org/10.1016/j.socscimed.2019.112603 (sci-hub в помощь)]

Стейбер подчеркивает, что т.к. влияние низкого образования родителей на здоровье в зрелом возрасте не является прямым и необратимым, то можно утверждать, что последующее вмешательство может ослабить прежние недостатки. Т.е. что человек, улучшая своё образование, в значительной степени в состоянии преодолеть груз проблем, который достался ему от его родителей. Однако у этого вмешательства есть свои пределы, и для большинства условия в их детстве (уровень образования их родителей) становятся весьма значимыми в пожилом возрасте, когда люди становятся более восприимчивыми к хроническим заболеваниям.*

Таким образом, результаты очередного исследования подтверждают — наилучшим временем для вмешательств как социальных институтов, так и окружения человека, является его детство: улучшение социально-экономических условий в раннем возрасте, прежде всего, повышение уровня образования, закладывает основу для положительных траекторий жизни и с точки зрения будущего социально-экономического статуса, и для смягчения проблем со здоровьем в пожилом возрасте. Причем сказанное справедливо и для самого человека, и для его детей.

 

*Автор в своей работе оговаривается о трех ограничениях, которые могут влиять на интерпретацию результатов исследования.
Во-первых, в исследовании использовался субъективный показатель здоровья (удовлетворенность респондентов собственным здоровьем) в качестве параметра, представляющего интерес, и важно интерпретировать результаты этого исследования с учетом характера этого показателя. Хотя хорошо известно, что субъективные оценки такого рода тесно связаны с более объективными показателями здоровья и высокой степенью прогнозирования смертности, есть некоторые свидетельства того, что самооценка здоровья становится с возрастом менее тесно связана с физическим здоровьем и более тесно связана с психическим здоровьем. Также можно сказать, что удовлетворенность здоровьем может в большей степени зависеть от норм здоровья и стандартов сравнения, чем от самооценки здоровья или объективного состояния здоровья. Это качество основного параметра, однако, не подрывает его ценность для анализа неравенств в субъективном здоровье в возрастных группах в данном исследовании.
Во-вторых, методологическим узким местом в стратификационном анализе является избирательное истощение. При интерпретации результатов необходимо учитывать, что пожилые люди в выборке, особенно те, у кого родители были с низким уровнем образования, вероятно, будут положительно отобраны с точки зрения устойчивости к здоровью. Это потенциальное смещение выборки в отношении пожилых людей, которые были живы, несмотря на неблагоприятные условия в их детстве, может привести к недооценке неравенства в удовлетворенности здоровьем и влияния образования родителей в этой возрастной группе. Таким образом, результаты представляют собой консервативную оценку возрастающей значимости родительского образования с возрастом.
В-третьих, модели жизненного цикла тестировались с данными поперечного сечения, и нельзя утверждать, что выявлены причинно-следственные связи. Нельзя игнорировать вероятность возможности ведущей роли здоровья (обратная причинно-следственная связь), т.е. что более здоровые дети с большей вероятностью могут получить более высокий уровень образования и превзойти уровень образования своих родителей. Впрочем, существующие исследования показывают, что такой механизм влияния является маловероятным в качестве основного.



Поделиться информацией из статьи:



ТЕМЫ: Здоровье Человек Образ жизни Образование Общество Продолжительность жизни Старость Родители



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
 Польза чтения: чем больше ребенок читает дома “для удовольствия”, тем выше его успехи в школе — вклад чтения оказался даже весомее, чем уровень образования родителей
 

Интересно? Подпишитесь на анонсы новых статей    , получайте анонсы через RSS RSSЯндекс-Дзен  или следите за обновлениями в ленте  Facebook  и  ВКонтакте:




ДОПОЛНЕНИЯ, УТОЧНЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ


Добавьте свой комментарий, введя своё Имя и E-mail:


Введите текст комментария, код безопасности и нажмите «отправить»:


Получать комментарии к статье по RSS .


[наверх]