1-human-fact

Антропология Психология Нейро-Физиология Cognitive Science …

1-med-fact

Медицина Генетика Здоровье Болезни Суеверия Образ жизни

1-social-fact

Общество Социология История Экономика Культура Педагогика

1-space-fact

Космос Космонавтика Экзомиры Астрономия Астробиология …

1-tech-fact

Техника Компьютеры ИИ Роботы Гаджеты Футуризм …

Главная » 1-human-fact, лучшее   

Чтение — сложнейшее упражнение для мозга. В этом его польза и это же причина трудностей в обучении чтению и письму…

2011/02/10   
Человек научился читать 5 тыс. лет назад. Человеческий мозг же сформировался более 100 тыс. лет назад. То есть, с точки зрения эволюции, умение читать — явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Это подтвердило новейшее МРТ-исследование: оказалось, что при чтении задействовано большинство высших зон мозг. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга “в форме”.
Особо интенсивно при чтении работают зоны в височной и затылочной доле коры левого полушария мозга. Наиболее же важной для чтения оказалась область схождения затылочной и височных долей.

Обучение чтению и письму рассматривалось всеми цивилизациями как ключевая ступень в интеллектуальном развитии человека, причем несмотря ни на какие трудности и временные затраты. Как оказалось, за подобным представлением стоит не только “внешняя” полезность чтения/письма,  но и сам способ функционирования нашего мозга.

Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым.

Такие выводы можно сделать на основании исследования, которое провел коллектив ученых под руководством Станисласа Деэне (Stanislas Dehaene). С помощью ФМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии) они обследовали 63 добровольца из Португалии и Бразилии. Среди добровольцев 10 были неграмотными, 22 научились читать уже взрослыми, оставшиеся 31 прошли обычное обучение в детстве.

.

.

В ходе эксперимента добровольцам предъявляли различные тестовые задания, включавшие в себя распознавание предметов, лиц, устных сообщений, письменных предложений и математических задач.

Чтение — сложнейшее упражнение для мозга. У грамотного человека при распознавании текста значительно более интенсивно начинает работать зрительная зона коры головного мозга, активируются области, ответственные за обработку звуковой информации, и одновременно включаются несколько других мозговых центров.

Выяснилось, что у грамотного человека при распознавании текста значительно более интенсивно начинает работать зрительная зона коры головного мозга, активируются области, ответственные за обработку звуковой информации, и одновременно включаются несколько других мозговых центров.

Но не только это характеризует работу “грамотного мозга” — даже при восприятии только устной информации у грамотного человека начинает более интенсивно, чем у неграмотного, работать фонологическая область и включаются несколько других зон.

Особо интенсивно при чтении работают зоны в височной и затылочной доле коры левого полушария мозга (характерно, что многие из этих зон связаны с распознаванием лиц). Наиболее же важной для чтения оказалась область схождения затылочной и височных долей. Причем настолько, что эта область претерпела заметные изменения в т.ч. у тех, кто научился читать, будучи взрослым.

Данных о том, что конкуренция между чтением и другими видами деятельности снижает качество последних, пока нет (хотя результаты описываемого эксперимента и продемонстрировали, например, что у неграмотных добровольцев заметно интенсивнее начинает работать мозг при показе человеческого лица, чем у обучившихся чтению в детстве). Исследовали надеются выяснить этот вопрос в следующих экспериментах…

.

.

Итак, можно смело утверждать, что чтение — одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. Тем более это важно, учитывая, что такие конкуренты чтению как “развивающие” компьютерные игры , показали себя как весьма сомнительные “тренажеры для ума”.

Особенно же упражнение мозга чтением должно быть актуально для людей, которым необходимо восстановить работу мозга после тяжелых травм или инсульта. Известно, что мозг очень гибкий орган, и если, например, у него повреждается один из “модулей”, то его функцию пытаются выполнять другие. И если человек продолжает интенсивно тренировать эту функцию, то она может восстановиться практически полностью. Получается, что обычное чтение здесь должно очень помочь…

Еще одно важное следствие из результатов исследования: трудности при обучению чтению и письму — естественны. Если ребенок (а тем более взрослый) не может с легкостью освоить этот с виду обычный вид деятельности, то теперь следует помнить — то, что кажется элементарным внешне, на самом деле одна из самых сложных задач, которую только решает мозг человека…

Общий вывод: постоянное упражнение в чтении не только улучшает это самое чтение и, например, расширяет кругозор, но и повышает эффективность работы мозга практически во всех сферах деятельности человека…


Поделиться информацией из статьи:
Еще интересное по теме


ТЕМЫ: Возможности человека Интеллект Мозг Нейробиология Физиология Человек Чтение



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
 Как интернет влияет на человека и его мозг (итоги 139 исследований, проводившихся в последние 20 лет)
 Водители до 20 лет чаще попадают в аварии из-за неразвитости структур мозга, отвечающих за многозадачность и распознавание опасностей
 Польза чтения: чем больше ребенок читает дома “для удовольствия”, тем выше его успехи в школе — вклад чтения оказался даже весомее, чем уровень образования родителей
 Рост мозга человека ограничен энергетикой его тела…

Ученые из Кембриджского университета в серии своих исследований попытались ответить на вопрос о пределах роста мозга человека. Результат оказался пессимистичным. И на рост мозга, и на его усложнение, и, соответственно, на рост интеллекта наложены жесткие ограничения со стороны энергетики человеческого тела. Впрочем, фиксированный размер мозга не помешал нам выиграть у более большеголовых неандертальцев; не помешает, скорее всего, это и в будущем…

 Джетлаг — сбой в биологических часах человека с серьезными последствиями на нейроуровне
 

Интересно? Подпишитесь на анонсы новых статей    , получайте анонсы через RSS RSSЯндекс-Дзен  или следите за обновлениями в ленте  Facebook  и  ВКонтакте:




ДОПОЛНЕНИЯ, УТОЧНЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ

  • One-fact.ru:

    [ избранные комментарии с 1-human-fact.livejournal.com ]

    [info]mininand
    а вот интересно, сравнивали чтение вслух и чтение "про себя"?


    [info]1_human_fact
    Сравнивали чтение "про себя".
    Которое, тем не менее, у тех, кто научился читать в детстве, сопровождалось сильной активацией "аудио-зон" в мозге…
    У тех же, кто научился читать взрослым, "аудио-зоны" при чтении активировались гораздо слабее.
    И это достаточно неожиданно, т.к. принято считать, что именно те кто плохо читают, проговаривают слова "про себя"…
    Т.е. получается, что при чтении "аудио-центры" работают как сложные "вычислительные зоны" по дополнительной обработке информации (м.б. добавляют ассоциативные связи и т.п.)…

     

    [info]mininand
    надо бы еще сравнивать чтение на родном языке и на чужом. В общем, если бы я был…:)

  • One-fact.ru:

    [ избранные комментарии с my.mail.ru/community/knigi/ ]

     

    Наталья Георгиевна
    Спасибо. Интересная информация, многое объясняет, например тот факт, что люди высокой культуры не смогли обучить своих неграмотных матерей, оставшихся в деревне, когда их дети уехали для получения образования. Знала такого профессора в педагогике и очень удивлялась. Слышала о других подобных случаях. Интересно, может ли вызвать отсутствие привычки читать и полное прекращение чтения после ухода на пенсию "разучивание" и , как следствие — слабоумие? Вопрос, конечно, медицинский, но, сказавши "А", может быть и про "Б" знаете.

     

    Андрей Эс
    Любой орган человеческого тела, который не используется — "отмирает".
    Мозга это касается в полной мере.
    Поэтому, действительно, прекращение активной интеллектуальной деятельности в пожилом возрасте — прямой путь к слабоумию. И обратно, те кто ведут активную интеллектуальную жизнь, сохраняют остроту ума до самых преклонных лет…
    Чтение в этом смысле, как подтверждает и приведенное исследование, один из лучших "тренажеров ума"…
    Впрочем, поддержание организма в форме в целом тоже важно.
    Вот здесь кое-что об этом (в конце статьи замечательное интервью с С.В. Савельевым, заведующим лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАМН):

    https://sci-fact.ru/archive-1-human-fact/fizkultura-i-uluchshenie-raboty-mozga.html

     

    Наталья Георгиевна
    На самом деле, я думаю, что восприятие текста на слух тоже не лишено пользы и в развитии интеллекта играет не последнюю роль, хотя, судя по приведенным Вами данным, и не первую. И, тем не менее, память у разных людей различна. Для многих важна память механическая: записал, можно выбросить листок, так как запомнил — эффект шпор, которые пишут, но не достают на экзамене (у меня такая преобладает), слуховая тоже — хотя считается, что только 27 % услышанного усваивается, зрительная — мама "читала" учебник по памяти, сдавая те же экзамены. Собственно, здесь на три четверти "наш", учительский народ, все это и так знают. Я к тому, что "учение" и "лечение" хороши, когда они комплексны. Это конечно при условии горамотности и востребованности полученных знаний.

     

    Андрей Эс
    Память это лишь часть нашей интеллектуальной деятельности. Тренировка только памяти — вещь однобокая.
    Нужно решать трудные интеллектуальные задачи. Причем реальные, важные для человека, а не "головоломки" из газеты/компьютера, только тогда мозг активируется по полной…
    См. выше по ссылке интервью с С.В. Савельевым…

  • One-fact.ru:

    [ избранные комментарии с my.mail.ru/community/knigi/ ]

     

    Алексей Варсопко
    Спасибо.
    Поневоле задумаешься, как связать между собой процесс чтения, требующий статичности, и физическую нагрузку, требующую динамики? Ходить по беговой дорожке, а текст проецировать на экран? (первая фантазия, пришедшая на ум)
    И вдогонку. Получается, что восприятие текста на слух уже не так полезно…

     

    Андрей Эс
    А зачем смешивать две хорошие, но разные вещи? Ведь можно чередовать )
    Восприятие информации на слух для мозга требует гораздо меньших затрат ресурсов + в это время меньше работают другие зоны в мозге, чем при чтении — так что с т.зр. "тренировки мозга", чтение оказывается гораздо эффективнее…

     

    Алексей Варсопко
    Не, мешать не будем ;0)
    ***
    Родилась идея, что популяризацией чтения как занятия должно заниматься не только министерство культуры, но и здравоохранения и социального развития — последнее как профилактики соответствующих заболеваний у пожилых, а также как возможности увеличения АКТИВНОГО периода жизни.

     

    Алексей Варсопко
    Вспоминаю, когда учился в институте, нам рассказывали факт из культурной истории СССР, про период ликбеза. Вроде как безграмотность победили, отчитались, а вот мало известно про то, что через некоторое время провели тестирование "новых грамотных", и выяснилось, что уровень грамотности снова снизился, так как навыки письма и чтения оказались невостребованными (в условиях той же деревни). Последним, конечно, не похвастаться… [на всякий случай , я имею в виду не критику СССР, а привожу актуальный для данного поста пример]

  • One-fact.ru:

    [ избранные комментарии с my.mail.ru/community/knigi/ ]

     

    Катя Тарарина
    Спасибо за интересную информацию. Но есть еще другой способ в старости сохранить ясность ума — это учить стихи наизусть. У меня есть такие примеры и люди, которые так тренируют свой мозг, надолго сохраняют его деятельность. Но почему при изучении иностранного языка в зрелом возрасти так тяжело это дается?

     

    Андрей Эс
    Как показали недавние исследования под каждый язык у человека "отводится" определенная зона мозга.
    С возрастом "гибкость" мозга значительно снижается (хотя в целом его структура также значительно усложняется)… скорее всего, именно поэтому с возрастом всё сложнее для мозга "подыскать место" под новый язык…

  • One-fact.ru:

    [ избранные комментарии с my.mail.ru/community/knigi/ ]

     

    Татьяна Тарасюк
    Кроссводы разгадывать — тоже мозг тренирует

     

    Андрей Эс
    То что кроссворды тренируют мозг — оказалось сказкой
    см. видео здесь: https://sci-fact.ru/archive-1-human-fact/fizkultura-i-uluchshenie-raboty-mozga.html
    и, напр., вот это исследование: https://sci-fact.ru/archive-1-human-fact/razvivayushhie-igry-na-iq-vzroslyx-ne-dejstvuyut.html

     

    Алексей Варсопко
    Если быть занудно-точным, то про кроссворды там не идет речь. Все-таки они развивают память, заставляют работать память (мозг?). IQ не повышают, но IQ тоже такая вещь… читал, что это показатель определенных свойств, но не универсальный показатель. То есть можно быть мудрым, но без высокого IQ.
    Спорить не буду;0)

     

    Андрей Эс
    Про полную бесполезность кроссвордов говорить, конечно, нельзя ))
    Главное же в том, что когда занят какой-нибудь интеллектуальной жвачкой (наподобие разгадывания кроссвордов) не успокаивать себя, что занят чем-то особо полезным…
    Что, касается IQ — то да, это не универсальный показатель, но что-то он всё же показывает )

  • Самая Самая:

    Всегда оворила, что чтение и интеллектуальные занятия являются профилактикой склероза в старости. Теперь этому есть подтверждение. Спасибо.

  • Самая Самая:

    Всегда оворила, что чтение и интеллектуальные занятия являются профилактикой склероза в старости. Теперь этому есть подтверждение. Спасибо.

  • -другими словами:

    Некоторые армейские подразделения США в Ираке использовали устройство AA76119 (радиус действия свыше 1000 метров) для голосовых трансляций непосредственно в головы местных террористов, которые известны своей суеверностью. Если слышимое, проявляющееся в виде голоса в голове, который слышит только террорист, призывает его сдаться, или убежать – что ему остается делать? (при этом срабатывает механизм не сколько слышания в фокусной точке, сколько механизм принудительного распознавания и доозвучивания самому себе под видом собственных мыслей). Устройство AA76119 было размещено по всему миру на объектах ВМФ, армии США, полицейского спецназа SWAT, круизных линиях, в частных компаниях и на объектах частных лиц. Также в настоящее время устройство используется в море (военные, частные и коммерческие суда), на наземных средствах (на танках, бронетранспортерах, военных/полицейских автомобилях, зданиях), а также на воздушных судах (на вертолетах). Данное устройство было использовано, например 7 ноября 2005, на круизном лайнере люкс класса Seabourn Spirit для отражения атаки пиратов в 160 километрах от берегов Сомали. (www.argoasecurity.com.ua)


Добавьте свой комментарий, введя своё Имя и E-mail:


Введите текст комментария, код безопасности и нажмите «отправить»:


Получать комментарии к статье по RSS .


[наверх]