Что нужно знать о современном 3D (3D-фильмы, 3D-телевизоры, 3D-очки)
2010/08/20
Что такое современное 3D-видео. Какие бывают 3D-форматы, 3D-телевизоры и 3D-очки.
2010 год останется в истории кинобизнеса как год 3D. После того, как «Аватар» заработал почти 3 млрд. долларов, все бросились снимать и показывать «объемное» видео. 3D-видео, 3D-кинотеатры, 3D-телевизоры, 3D-очки и т.д. из редких диковинок превратились в объект вожделения миллионов… И, естественно, на пике всего этого трехмерного безумия сразу же появилось множество и некачественных имитаций, и «альтернативных технологий», и откровенного обмана. Если Вы уже опытный пользователь и знаток 3D-технологий — Вам повезло, если же нет… то, наверное, стоит еще раз вернуться к азам и повторить, что же из себя представляет современное 3D-видео, а что им может быть в весьма отдаленной степени…
« ...что такое современное 3D? — Это специальным образом снятое и переданное двухмерное видеоизображение, при просмотре которого у человека формируется иллюзия его объемности. В этом смысле, правильно было бы говорить не о 3D-видео (т.е о трехмерном видео), а о стереовидео, или о видео, использующем стереоэффект. Но поскольку реклама сделала своё дело, термин 3D относительно видео и кино стал означать то, что он означает… ...»
1. 3D-фильм снимается с двух точек, расположенных на расстоянии 70-60 мм (что соответствует расстоянию между зрачками человека). Затем изображение кодируется и передается на экран. 2. При показе фильма два видеопотока демонстри-руются так, чтобы каждый попал в свой глаз. Мозг же человека создает из двух изображений одно, формируя иллюзию объема.
Анаглиф – метод получения стереоэффекта, основан на цветовом кодировании изображения. Для просмотра анаглифных фотографий или видео необходимы специальные очки со светофильтрами. Подобные анаглифические очки стоят очень дешево. Их даже можно сделать в домашних условиях. Но и «3D-эффект» в них получается весьма посредственным. Они не способны обеспечить полную цветопередачу и, кроме того, могут снижать цветочувствительность у зрителей после длительного использования.
Чтобы получить 3D-эффект при использовании поляризационных систем, зритель надевает очки, в которые встроены специальные ортогональные поляризационные фильтры — каждый фильтр пропускает только ту часть световых волн, чья поляризация соответствует поляризации фильтра, и блокирует ортогонально поляризованный свет. Линейно поляризованные очки требуют, чтобы зритель держал голову на одном уровне, не наклоняя её, иначе эффект теряется. При использовании круговой поляризации в очки, предназначенные для зрителя, встроены «анализирующие» фильтры, которые перестраиваются, если зритель наклоняет голову, сохраняя изображение «объемным».
Фильм «Аватар» Джеймса Кэмерона стал самым успешным фильмом из демонстрирующихся в кинотеатрах с системой Dolby 3D, которая использует технологию интерференционных фильтров.
При использовании затворного метода создания домашнего 3D-видео двухпотоковый сигнал записывается на диск Blu-ray 3D или транслируется через спутник. Для его просмотра необходимы «затворые 3D-очки». Они работают по принципу жидкокристаллической матрицы: в нужный момент одно прозрачное око меняет поляризацию и перестает быть прозрачным – этим заправляет встроенная в очки электроника, которая питается от расположенного тут же аккумулятора или сменной батареи. Затем то же самое делает другое око, а первое начинает пропускать свет. Так они моргают поочередно, с частотой до 60 кадров в секунду. Выводимый на экран видеоряд с частотой до 120 кадров в секунду – это, соответственно, чередующиеся кадры для левого и правого глаза, по 60 кадров на каждый. Поскольку очки автоматически синхронизируются с телевизором, они «знают», какой глаз надлежит «прикрыть» в данный момент времени – ведь на экране отображается кадр, предназначенный для другого глаза. В итоге зритель получает с одного экрана дифференцированную видеоинформацию для каждого глаза. А за счет того, что переключение происходит очень быстро, мозг не успевает заметить его, формируя цельный образ – такой же объемный, как если бы человек смотрел на обычный мир.
« Обязательным условием просмотра домашнего 3D-видео является наличие соответствующего устройства отображения (на данном этапе развития индустрии – жидкокристаллического или плазменного телевизора) и совместимых с этим устройством отображения активных 3D-очков. И конечно, эффект появится только в том случае, если контент (фильм на диске или эфирная программа) закодирован соответствующим образом. ...»