Чем синхроннее работают мозги, тем люди лучше понимают друг друга [archive]
2010/11/27 |
Исследователи из Принстона провели серию опытов, показавших, что мозги собеседников во время их общения синхронизируются. Степень синхронизации прямо коррелирует с тем, насколько говорящий и слушающий понимают друг друга. Кроме того, был экспериментально подтвержден эффект предугадывания мыслей собеседника. Чем дольше люди общаются, тем больше процессы в их мозгах начинают походить друг на друга.
Самый смелый вывод из проведенных экспериментов — они позволяют обосновать, почему люди разделяются на множество групп, которые не могут между собой договориться, в то время как внутри каждой из групп люди прекрасно понимают друг друга. Все дело в том, что люди делятся на группы в зависимости от “устройства” их мозга — люди с одинаково работающими мозгами гораздо лучше способны понимать друг друга.
Другой же еще более важный вывод — длительное общение способно подстраивать мозги собеседников друг под друга. Поэтому, чем больше люди пытаются говорить друг с другом, тем больше у них шансов на понимание, причем, даже того, о чем люди прямо и не говорили между собой.
Исследования проводила группа невролога Грега Дж. Стефенса (Greg J. Stephens) из Принстонского университета. Использовав магнитно-резонансный томограф (МРТ), они целенаправленно выявляли активность мозга человека в процессе передачи, восприятия и понимания речи.
Долгое время общим местом нейрофизиологии было представление, что речь и восприятие речи — это два отдельных процесса, за которые отвечают разные области коры головного мозга. Считалось, что речь контролирует участок под названием зона Брока, а в процессе распознавания и понимания речи задействована зона Вернике.
Однако последние исследования показали, что деятельность этих центров взаимосвязана. Эти предположения и решила проверить группа Грега Стефанса. Кроме того, основываясь на результатах предшествующих работ, касающихся передачи и восприятия речи, исследователи решили проверить гипотезу, согласно которой в ходе общения мозг, скорее всего, каким-то образом подстраивается под собеседника.
Чтобы проверить, как именно происходит активация различных зон коры у говорящего и слушающего, ученые записали пятнадцатиминутный рассказ девушки-добровольца. При этом одновременно регистрировались изменения активности ее мозга при помощи МРТ. Были зафиксированы как места активностей, так и время их проявления.
Затем исследователи предложили 11 добровольцам, мозг которых также сканировался, прослушать записанную историю. После чего провели анкетирование и опрос, чтобы выяснить, насколько каждый из них запомнил и понял прослушанное.
Проанализировав картину изменений кровотока в мозге испытуемых, исследователи нашли подтверждение своей гипотезе — активность мозга в зонах, связанных с речью, у слушателей оказалась практически полностью соответствующей активности тех же зон у рассказчика. Кроме того, были активированы зоны, связанные с системой зеркальных нейронов.
Но и это еще не все. У испытуемых синхронно начинали работать и те участи коры головного мозга, которые связаны с осмысливанием полученной информации. Т.е. согласование мозгов происходило не только на уровне восприятия звуков речи, но и на уровне понимания информации, в ней содержащейся.
Другим любопытным итогом эксперимента стал вывод о временных задержках в процессах восприятия чужой речи. Чаще всего активность мозга слушающего отставала на 1-3 секунды от рассказчика, но иногда наблюдалось и опережение.
Подобное предугадывание мыслей собеседника прямо коррелировало с уровнем взаимопонимания и заинтересованности в восприятии слушателем новой информации.
Исследовали сравнивали не только мозг говорящего с мозгами слушающих, но и слушающих между собой. Оказалось, что у всех одиннадцати добровольцев мозг подстраивался под рассказчика схожим образом. Однако те слушатели, которые продемонстрировали более полную синхронизацию с рассказчиком, впоследствии смогли гораздо лучше пересказать услышанную историю.
В другой серии экспериментов испытуемым предложили прослушать речь на незнакомом языке (в качестве такового выбрали русский). Оказалось, что несмотря на дружественный тон и использование подчеркнутых смысловых интонаций синхронизации нейронной активности зафиксировано не было (за исключением активации слуховой зоны). “Англоговорящий мозг” воспринимает русскую речь как набор более-менее случайных звуков. Что еще раз доказывает, что именно понимание информации связанно с процессом синхронизации мозга.
И последний вывод из полученных в ходе эксперимента данных: схожесть работы мозга прямо пропорционально зависит не только от понимания информации, но и от продолжительности общения. Более длительное прослушивание понимаемой информации приводит к большей синхронизации мозгов собеседников. В т.ч. к большему проценту случаев предугадывания…
Итак, эксперимент продемонстрировал, что процесс понимания людьми друг друга очень сильно зависит от возможностей их мозгов входить в состояние синхронизации. Причем речь идет не только о понимании речи, но и о понимании в процессе общения в самом широком смысле этого слова. Помочь же в “улучшении синхронизации” может все тоже общение.
Т.е. идеальный процесс понимания выглядит так: больше общения > больше синхронизации > больше понимания > больше общения…
Самым простым примером здесь могут служить семьи, в которых есть общие темы для разговора (в основе которых может быть: схожее образование, общее хобби, общая работа/проблема). Известно, что именно в таких семьях дольше всего и сохраняется взаимное понимание. Поэтому, если у вас разладилось взаимопонимание в семье, с друзьями или коллегами — старайтесь больше с ними общаться — синхронизируйте мозги…
постоянная ссылка статьи:
https://sci-fact.ru/archive-1-human-fact/chem-sinxronnee-rabotayut-mozgi-tem-lyudi-luchshe-ponimayut-drug-druga.html
Поделиться информацией из статьи:
- Чтение мыслей — история и технология прорыва…
- Коннектом — следующий после генома. В США в разгаре мегапроект по расшифровке мозга человека…
- Чтение — сложнейшее упражнение для мозга. В этом его польза и это же причина трудностей в обучении чтению и письму…
- Прозревший слепой сразу не может узнавать предметы. Но уже через неделю всё меняется… Получен ответ на 300-летнюю загадку Молинё…
- Физические нагрузки повысили сообразительность макак в 2 раза. Для человека же есть и другие пути…
- Быстрое решение — почти всегда ошибка. И виновата в этом особенность строения мозга…
- «Развивающие игры» не повышают показатели IQ взрослого человека…
- Как определить эмоцию? Описать словами трудно… но цвет эмоции и её форма могут помочь…
ТЕМЫ: Интеллект Мозг Нейробиология Психология Человек Понимание Понимание речи Процесс понимания Речь
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
[ избранные комментарии с 1-human-fact.livejournal.com ]
nichonenado
Молодцы учёные!:) Всё так и есть! Мои собственные дети понимают любое мой объяснение всегда(!) только со одного раза! Какой бы трудный материал ни был! Хорошая статья.:)
1_human_fact
Повезло вам с детьми) А сколько им лет?
nichonenado
Сейчас уже 16 и 11.:)
1_human_fact
Тогда это действительно значительное достижение)
Тьфу-тьфу, чтобы в ближайшие 5-10 лет все удалось сохранить…
Вообще же массовые психологические исследования показывают, что степень близости мировосприятия у родителей и выросших детей проигрывает близости среди людей одного поколения.
Но это "как правило". Всегда есть счастливые исключения.
nichonenado
Я привела пример 10-летней давности. Когда дети были маленькие, дошкольный возраст и начальные классы. Там очень много всего основополагающего нужно было объяснять. И я чувствовала, как синхронно со мною они мыслят, прямо подключаются как-будто ко мне проводами, и представляют ЯРКО те примеры, которые я им привожу.
sulfid
ну, очевидно, что в процессе обучения внимание ребенка управляется вниманием взрослого. Зеркальные нейроны покруче проводов будут %)
[ избранные комментарии с 1-human-fact.livejournal.com ]
kodopik
Интересно было бы провести такие исследования касаемо письменной речи. Разослать одновременно испытуемым (не контактирующим друг с другом) текст и следить за реакциями мозга. А потом сравнить с результатами теста из статьи.
1_human_fact
Да, это было бы очень интересно.
Но, скорее всего, будет очень не просто выстроить связанную картину. Т.к. люди читают очень по разному (скорость чтения может отличаться в разы + оч. многие читает тексты не линейно (повторы, перескоки, возвраты и т.п.)).
sulfid
процесс чтения у разных людей может различаться куда сильней хотя бы потому, что строится на "осколках" НП факторов и оттого варьируется индивидуально чуть больше, чем живая речь.
[ избранные комментарии с 4elovek-zritel.livejournal.com ]
alexlotov
Они думают об одном и том же. Строят одну и ту же модель явления. То есть, один ее строит из памяти, а другой строит ее со слов собеседника.
4elovek_zritel
Все так. Но почему же тогда у некоторых "мозгов", получается выстраивать сходные картины = входить в синхронизацию, а у других нет.
Где здесь (нейро)физиология, а где отличие в индивидуальной биографии?
Это еще выяснять и выяснять…
artemg
Интересно, более мощный мозг может "глушить" собеседника?)
4elovek_zritel
Еще как может. Целые страны не раз шли за такими "глушитялями", а потом мучительно или радостно начинали жить "своим умом"… до прихода следующего "мощного мозга"…
[ избранные комментарии с livejournal.com ]
solarowl
Ну как бы психологам это давно известно, очень давно. Радует, что это наконец-то доказали приборами
xitandra
Интересная статья, тоже постоянно испытываю подобное. Моя подруга детства в таких случаях говорит: "Ну вот, опять нателепали!". Но больше всего меня поражает, когда это происходит при разговоре в скайпе с человеком, с которым не видимся месяцами или в чате, т.е.в простом текстовом диалоге…
wicked_finder
Как говорил Ницше, всякое общение, которое не возвышает, тянет вниз.