1-human-fact

Антропология Психология Нейро-Физиология Cognitive Science …

1-med-fact

Медицина Генетика Здоровье Болезни Суеверия Образ жизни

1-social-fact

Общество Социология История Экономика Культура Педагогика

1-space-fact

Космос Космонавтика Экзомиры Астрономия Астробиология …

1-tech-fact

Техника Компьютеры ИИ Роботы Гаджеты Футуризм …

Главная » Архив 1-human-fact   

Мораль можно отключить магнитом… [archive]

2010/08/16   

Нейробиологи из MIT провели эксперименты, в которых показали: правый височно-теменной стык (часть мозга за правым ухом) имеет отношение к тому, как человек оценивает действия других людей с точки зрения морали.  После блокировки этой области — участники были более склонны выводить свои моральные суждения из результатов поступков персонажа, чем из его намерений…  

Мораль можно отключить магнитом...
Моральные оценки других людей — сложное информационное действие. Сбой в работе части «оценочного механизма», а тем более намеренное воздействие на него может сильно исказить результат…

Чтобы дать моральную оценку действиям другого человека, мы обычно хотим знать, что тот замышлял. Например, Грейс подсыпала белый порошок в кофе своего друга, и он умер. Знала ли она, что порошок — яд, или думала, что это сахар? В зависимости от этого мы будем осуждать ее в большей степени или в меньшей.

Именно такого рода примеры использовали массачусетские ученые, чтобы понять, как работает мозг и как в нем формируются моральные суждения. Исследование состояло из двух экспериментов. В обоих использовалась неинвазивная методика под названием транскраниальная магнитная стимуляция (transcranial magnetic stimulation, TMS). С помощью датчиков, прикрепленных к коже головы, участникам эксперимента посылали магнитный импульс в область правого височно-теменного стыка,и нейроны в этой области мозга на время переставали правильно функционировать.

.

В первом эксперименте участникам посылали импульс в течение 25 минут и после этого предлагали им прочитать серию мини-сценариев и оценить с моральной точки зрения поведение персонажей по шкале от 1 («абсолютно неприемлемое») до 7 («совершенно нормальное»).

Во втором эксперименте TMS применялась в течение 500 миллисекунд уже после того, как человек прочитал сценарий, но до того, как он должен был дать моральную оценку прочитанному. В обоих случаях под воздействием TMS участники были более склонны выводить свои моральные суждения из результатов поступков персонажа, чем из его намерений.

Это означает вот что: в обычной жизни мы бы скорее оправдали Грейс, если бы знали, что она приняла белый порошок за сахар, подсыпая его другу. Ну а если бы она сознательно использовала яд, мы бы ее осудили — даже если бы друг в результате не умер. А под воздействием манипуляций с правым височно-теменным стыком люди более склонны смотреть на результат, чем на намерения: раз друг не умер (например, Грейс думала, что порошок — яд, а он оказался сахаром), то и Грейс не так уж и виновата.

Практического применения своим результатам авторы исследования пока не видят. «В жизни, давая моральную оценку действиям других людей, мы используем информацию об их намерениях. И я не думаю, что кому-то будет нужно, чтобы мы эту информацию не использовали, — сказала мне Лайен Янг, ведущий автор статьи в PNAS. — Но я считаю, что наш результат интересен с научной точки зрения. мы показали, что мораль состоит из множества процессов, которые можно выборочно, по одному, «выключить» — как мы выключили "вычисление намерения" и оставили только "оценку действия". И это не какая-то бесформенная сложная масса, которую невозможно изучать научно».

Роль правого височно-теменного стыка в том, как люди предсказывают и объясняют поведение других людей, обнаружила еще десяток лет назад научный руководитель Янг и соавтор нынешнего исследования Ребекка Сейкс (есть ее лекция). Но тогда активность этой области мозга изучалась без привязки к моральным суждениям. Лайен Янг, окончившая Гарвардский университет по специальности «философия», инициировала исследования правого височно-теменного стыка применительно к морали.

«Когда я изучала философию, я много думала о том, почему люди выносят именно такие, а не другие моральные суждения, — говорит Янг. — Особенно меня интересовали моральные дилеммы: как так может быть, что один и тот же человек приходит к двум разным выводам? Что может сделать нейробиология — это посмотреть вглубь мозга и сказать, какие психологические процессы там происходят. Сейчас мы пытаемся понять, какой участок мозга с какой психологической реакцией связан».

Рискуя навлечь на себя гнев философов, Янг идет в физиологическом детерминизме до конца: «Цель нашего проекта — реконструировать мораль. И я уверена, что в конце концов мы найдем все аспекты морали в физических процессах. Вернее, я не прямо-таки уверена, что мы их найдем… но я уверена, что они существуют».


Поделиться информацией из статьи:
Еще интересное по теме


ТЕМЫ: Мозг Нейробиология Психология Человек Мотивация Сознание Мораль



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
 Прозревший слепой сразу не может узнавать предметы. Но уже через неделю всё меняется… Получен ответ на 300-летнюю загадку Молинё. [archive]
 Джетлаг (jet lag) или быстрая смена часовых поясов — это сбой в биологических часах человека с серьезными последствиями на нейроуровне [archive]
 

Интересно? Подпишитесь на анонсы новых статей    , получайте анонсы через RSS RSSЯндекс-Дзен  или следите за обновлениями в ленте  Facebook  и  ВКонтакте:




ДОПОЛНЕНИЯ, УТОЧНЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ

  • One-fact.ru:

    [ избранные комментарии с 1-human-fact.livejournal.com ]

     

    [info]coast_of_belief

    интересно, а у преступников тоже отключена какая- нибудь функция мозга?

     

    [info]1_human_fact

    Если речь идет о социопатах то, по современным представлениях, в большинстве случиях — да.

     

    [info]svjatko

    Ну вот, припёрся в моём лысом обличьи мозговед и чешет репу насчет обычного вопроса: "Откуда такие выводы?". Маловато инфы. Не исключено, что исследователи маленько в узкий локализационизм свернули, что не есть дао уже давненько. И к тому же, возможно(?) опять скрестили бобика психологии со слоном нейронауки чисто методологически.
    Так что вопрос ещё спорный, ЧТО именно они нарыли. Может, совсем не то, о чем бодро пишется в статье, а нечто не менее интересное, но подталкивающее к размышлениям иного плана.

     

    [info]1_human_fact

    Совершенно согласен.
    Ценным в этом сообщении является именно феноменологическое наблюдение: "поднесли к голове магнитик" → "изменились моральные суждения".
    А уж что за конкретные нейропроцессы при этом сработали и имеет это отношение исключительно к моральным диспозициям или к более общим "вычислениям" в мозге — здесь еще работать и работать.

  • One-fact.ru:

    [ избранные комментарии с 1-human-fact.livejournal.com ]

     

    [info]cat_of_desert

    Сами по себе результаты интересны. Только речь тут идет об интерпретации намерений. А мораль притянута за уши по чисто идеологическим соображениям. Я считаю, что если уж исследовать мораль — то необходимо для начала хотя бы дать точное определение предмету исследования.

     

    [info]1_human_fact

    Дать точное определение "морали" философы не могут уже 2,5 тыс. лет ))

     

    [info]cat_of_desert

    Ну тогда значит мы не можем считать это слово научным понятием, и исследовать не можем. За отсутствием предмета исследования))

     

    [info]dash_sergeevna

    гнев философии: а у науки никогда не было проблем разобрать нечто до физических процессов, только собирать почему-то не собирается. об этом тоже надо думать

     

    [info]1_human_fact

    Все так. Но если человек что-то может — он, к сожалению — это обязательно попробует сделать.
    В т.ч. разобрать до винтика собственные мозги…
    Говорю это в т.ч. как человек с профессиональным философским образованием ))

     

    [info]dash_sergeevna

    да я понимаю

  • Еще пара исследований и у человека найдут-таки «кнопку»…


Добавьте свой комментарий, введя своё Имя и E-mail:


Введите текст комментария, код безопасности и нажмите «отправить»:


Получать комментарии к статье по RSS .


[наверх]