Скорость вертолета — теперь главный козырь в борьбе за звание «лучший вертолет в мире». Сикорский свой ход сделал, очередь за вертолетами Камова и Миля…
2011/01/26 |
Теоретический предел скорости для вертолетов классической схемы 400 км/ч. Но для нового поколения винтокрылых машин это уже не так. Новая конструкция с толкающим винтом позволила Sikorsky X2 стать самым быстрым вертолетом в мире, достигнув скорости в 463 км/ч.
От вертолетов Сикорского пытаются не отстать КБ Камова и Миля, разрабатывая еще более быстрые Ка-92, Ка-90 и Ми-Х1.
Бороться за звание «Самый лучший вертолет в мире», а значит и за покупателя, можно по разным категориям. Можно бороться за надежность, экономичность или простоту в эксплуатации… Но сейчас все ведущие производители в мире вышли примерно на схожие уровни. Удерживать лидерство удается лишь путем специализации — производя вертолеты под определенные нужды или под определенного потребителя…
Однако передел рынка может случиться благодаря свершающемуся на наших глазах технологическому рывку в вертолетостроении. Самым зримым его воплощением является — скорость. Конструкция следующего поколения вертолетов позволяет им сохранить все преимущества обычного вертолета (вертикальный взлет, маневренность, авторотация), добавляет им экономичности, а по скорости они начинают конкурировать с самолетами…
Предел скорости для обычных одновинтовых и двухвинтовых вертолетов — около 400 км/ч. Этот предел обусловлен ограничениями в самом “принципе полета” таких машин (см.). Именно такая скорость (а точнее: 400,87 км/ч) и зафиксирована сейчас в качестве официального рекорда для вертолетов (рекорд был установлен в 1986 году специально модифицированной моделью Westland Lynx).
Но для нового поколения вертолетов такого предела уже нет. Основа конструкции новых вертолетов — сочетание подъемных винтов с хвостовым толкающим движителем. И хотя подобные схемы встречались и ранее (в т.н. винтокрылах), новые машины — это именно вертолеты…
Впервые работы над проектом сверхскоростного вертолета были анонсированы Sikorsky Aircraft в 2005 году. Программа Sikorsky X2 должна была показать, что вертолет может сохранить все свои достоинства (вертикальный взлет и высокая маневренность на малых скоростях) и радикально прибавить в скорости и экономичности. В вертолете Sikorsky X2 все это удалось блестяще реализовать.
Схема с двумя подъемными винтами и одним толкающим не только позволила установить рекорд скорости — 463 км/ч в горизонтальном полете и 481,5 км/ч с небольшим снижением (рекорд установлен 15 сентября 2010 года), но и обеспечивает плавный переход от вертикального полета / зависания к быстрому полету в горизонтальной плоскости.
Дальность полета этой модели вертолета Сикорского — 1300 км (при крейсерской скорости 460 км/ч). Кроме того, при выключенном двигателе вертолет способен совершить мягкую посадку в режиме авторотации. Также отличительными особенностями Sikorsky X2 как нового поколения вертолетов являются — малая шумность, экономичность и простота управления.
Система управления Sikorsky X2 – электродистанционная (Fly-by-Wire). Ни один из органов управления не имеет механической связи с исполнительными механизмами — пилот лишь отдает команды компьютеру, управляющему сервоприводами. Именно электронное управление позволило реализовать систему активного подавления вибраций, интеллектуальное управление шагом и скоростью вращения роторов, единую систему контроля технического состояния машины, простой переход на авторотацию в случае отказа двигателя…
Ну а что же могут предложить наши главные вертолетостроители — КБ Миля и КБ Камова? Сможет ли их продукция в ближайшем будущем на равных бороться за звание «лучший вертолет в мире»?
К сожалению, ответить на этот вопрос очень сложно. С одной стороны, проработка нового поколения вертолетов и в КБ Миля (модель Ми-Х1), и в КБ Камова (модели Ка-90 и Ка-92) началась практически одновременно с фирмой Сикорского, если не раньше. С другой — сроки реализации всё время отодвигаются. По самым оптимистичным заявлениям, испытания Ми-Х1 могут начаться в 2014 году, Ка-92 в 2015-2018 гг. Пока же в открытом доступе есть лишь эскизы будущих «лучших вертолетов в мире».
постоянная ссылка статьи:
https://sci-fact.ru/1-tech-fact/skorost-vertoleta-luchshij-vertolet-v-mire-sikorskij-x2.html
Поделиться информацией из статьи:
- [video-fact] Крупнейший корабль на солнечных батареях пересек свой первый океан…
- Бесплатные велосипеды = современный общественный транспорт…
- «Коньки-колесница» (Chariot Skates) — революция в роликовых коньках…
- Австралийские гигантские роботы добывают сотни тысяч тонн железной руды…
- Громадный шаг к нанороботам — создан электромотор из одной молекулы…
ТЕМЫ: Технологии Видео Транспорт Футуризм
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
[ избранные комментарии с ttle.livejournal.com ]
vvray
Обалденная хреновина!
ttle
Да уж, шедевр. Действительно красавец.
amazedworld
Неплохой опытный образей, но до Ка-50 сикорскому еще пахать и пахать, а тот уже 30 лет как на вооружении стоит. http://video.yandex.ru/search.xml?text=%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82%20%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B0&where=all#search?text=%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82%20%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B0&where=all&filmId=88617-00
1_tech_fact
Сравнивать Х2 с Ка-50 — это все равно, что сравнивать какой-нибудь кроссовер БМВ с советским БТР )
И то, и то почти шедевры, но про разное и из не сравнимых времен…
К сожалению, но даже такие с виду хорошие машины как Ка-50 (а из ок. 20 произведенных машин — 2 вертолета разбились во время демонстрационных полетов) с годами перестают соответствовать новым требованиям.
Чтобы понять разницу между старым и новым вот 4 цифры:
крейсерская скорость:
Ка-50: 270 км/ч
Х-2: 460 км/ч
дальность полета (без подвесных топливных баков):
Ка-50: 520 км
Х-2: 1300 км
Про экономичность, шумность, легкость в управлении можно не писать, все-таки одно дело "летающий танк", а другое легкий вертолет… Хотя и здесь технологии 1970х-80х это уже почти как паровозы…
PS
Кстати, никакие 30 лет Ка-50 на вооружении не стоит — он принят на вооружение в 1995 да и то чисто номинально — несколько штук… http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0_50
ttle
Не знаю, как там отреагирует amazedworld, а от меня спасибо.
В гонке за скоростью европейцы создали монстра Eurocopter X3, который совсем уже трудно назвать вертолетом,
но, тем не менее, на нем они достигли в 2013 году скорости 472 км/ч.
справка из Вики:
Eurocopter X3 — экспериментальный гибридный вертолёт (винтокрыл), созданный компанией Eurocopter. Создавался с целью возможности полёта на скорости 410 км/ч. Основной несущий винт вертолёта состоит из пяти лопастей, на концах крыльев располагаются дополнительные тянущие пропеллеры также с пятью лопастями, хвостовой винт отсутствует. Компенсация реактивного момента, возникающего при вращении несущего винта, обеспечивается боковыми пропеллерами. Силовая установка состоит из двух двигателей Rolls-Royce Turbomeca RTM322.
Первый полет состоялся 6 сентября 2010 года во Франции. 12 мая 2011 года X3 достиг скорости 430 км/ч.[1][2] 7 июня 2013 года гибридный вертолёт Eurocopter X3 совершил прорыв в истории авиации разогнавшись до 255 узлов, тем самым побив мировой рекорд по скорости горизонтального полёта вертолётов. (472 км/ч).[3]